Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения детей, независимо от своих физических, психологических и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особым потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение. В сфере образования детей с ОВЗ формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их сверстники, не имеющие ограничений по здоровью; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.
На сегодняшний день в МБОУ ООШ № 20 обучается 486 детей, из них 49 имеют особые образовательные потребности различной степени, в том числе 13 детей имеют медицинский статус инвалидность, 22 учащихся находятся на индивидуальном обучении, 4 ребенка обучаются в общеобразовательных классах. ГОАУСОН «Печенгский КЦСОН» 10 из них проживают за пределами пгт. Никель. 8 учащихся, посещающих ГОАУСОН «Печенгский КЦСОН», находятся в тяжелой жизненной ситуации, остальные по медицинским показаниям (дети-инвалиды). В школе сформированы малокомплектные объединенные классы 1-3 классы и 2-4 классы по программе VII и VIII видов. Подобным образом классы сформированы на основе из психологических особенностей детских коллективов.
Обучаясь совместно с нормативно развивающимися школьниками, посещая кружки, спортивные секции, участвуя в классных и школьных праздниках, дети с особыми образовательными потребностями, тем самым, получают возможность социализации в среде сверстников. Им оказывается специализированная помощь: создаются условия на основе психолого-педагогических приемов, направленных на потребности обучающихся.
Учитывая вышеизложенное, а также испытывая потребность в усилении психолого-педагогической компетенции сотрудников и родителей учащихся, налаживании связей с подобными образовательными учреждениями для применения их опыта по социализации подрастающего поколения к условиям современной жизни, было принято решение о реализации проекта: «Равные права, равные возможности» в сотрудничестве между РПО «Спасём Детей» (Норвегия) и МБОУ ООШ № 20.
С 2010 по 2014 гг. реализуется проект в сотрудничестве между РПО «Спасём Детей» (Норвегия) и МБОУ ООШ № 20 «Усиление реализации прав ребёнка в п.г.т. Никель Печенгского района Мурманской области». В рамках данного проекта создана и активно функционирует детская инициативная группа «ТВИСТ». В рамках нового проекта «Равные права, равные возможности» планируется привлекать детей с ОВЗ для участия в мероприятиях, организуемых детской инициативной группой «ТВИСТ». Это позволит усилить процесс их социализации.